KAKAO

Мир KAKAO

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мир KAKAO » Какао: Напиток и Человек. » Напиток нашего детства.


Напиток нашего детства.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

В чашке с какао

Ахимса Даль

Подогреть молока и забыться
Добавляя какао в стакан.
Снова в детство свое погрузиться -
Отхлебнуть немного обман.

Там не плакать и не смеяться
Тихо встать и смотреть изнутри.
Хоть теперь всем тем насладиться
Раз вовремя все не смогли.

Ты допил. Монолог твой исчерпан.
Память новая снова пришла.
Заняла обычное место
И дела с собой принесла.

0

2

История какао
В тропических лесах Африки и Южной Америки растет небольшое красивое дерево с блестящими листьями. Это дерево цветет желтыми цветами и плодоносит круглый год. Примечательно, что цветы растут прямо на коре ствола.

Со ствола свисают также и оранжево-желтые продолговатые плоды, похожие на ребристые огурцы. Они достигают 30 см в длину, 10—12 см в диаметре и весят от 300 до 600 г. Под деревянистой оболочкой плода находится от 25 до 50 семян, неправильно называемых бобами какао. С одного дерева снимают от 50 до 120 плодов.

Еще древние ацтеки, государство которых находилось на территории нынешней Мексики, готовили из плодов дерева какао своеобразный острый напиток «чокоатль», что в переводе значит «горькая вода».

Интересна ацтекская легенда о дереве какао. Жил когда-то в очень далекие времена садовод-волшебник Квет-цалькоатль, у которого был замечательный сад. Среди других деревьев росло в этом саду и «шоколадное дерево», из плодов которого люди Делали упомянутый напиток. Однако Кветцалькоатля обуяла гордыня и он возомнил себя бессмертным. За это он был наказан богами — они лишили его разума.

Безумный садовник разрушил весь свой сад, уцелело только лишь одно дерево. Это было дерево какао, которое оставалось таким образом единственным представителем волшебных деревьев!

Ацтеки готовили чокоатль следующим образом: в горячей воде разводили растертые бобы какао и добавляли в эту жидкость перец и ваниль.

В 1519 г. конкистадоры под предводительством Эрнандо Кортеса захватили древнюю столицу Мексики Теноч-титлан. Дворец императора ацтеков Монтесумы был разграблен. В дворцовых кладовых испанцы обнаружили большие запасы каких-то сушеных бобов. Из этих бобов, собственно, и готовили ацтеки упомянутый выше напиток.

Однако Кортесу этот напиток не понравился. Он предпочел напиток, который готовили специально для царя Монтесумы. Жареные бобы какао растирали вместе с зернами кукурузы в стадии молочной спелости, к этой смеси добавлялся мед и уваренный сладкий сок агавы, затем все это сдабривалось ванилью.

Вернувшись в Европу, Кортес привез испанскому королю какао-бобы и рецепты приготовления «чокоатля», из которого и произошел известный нам шоколад.
Итак, европейцы открыли дерево какао в первой половине XVI века. Семена какао стали вывозить в Испанию, где были основаны первые фабрики для изготовления какао и шоколада.

Через несколько десятилетий о какао узнали и во Франции. Но и там, до середины XVII века, никто, кроме королевы и ее приближенных, не пил какао. Только в середине XVIII века напиток получил широкое распространение.

У жителей Мексики с древнейших времен и до второй половины XIX века плоды какао служили денежными знаками. В одно время это породило «шоколадных фальшивомонетчиков», которые извлекали содержимое из плодов и заполняли их оболочки землей, затем бобы склеивали и пускали в оборот.

Со временем дерево какао распространилось в Африку и ныне основным производителем какао-бобов является республика Гана, в прошлом Золотой Берег. Экономика Нигерии, Камеруна, Берега Слоновой Кости также в значительной степени зависит от этой культуры. В 1876 г. (по другим данным, это было на несколько лет раньше) кузнец Тетте Куарши из города Мамионг побывал на острове Фернандо-По.

Вернувшись в Гану, он привез с собой мешочек какао-бобов. Он посеял их на родной земле и через четыре года собрал первый урожай. Предприимчивый кузнец продал семена своим друзьям и соседям. Так, постепенно культура какао вытеснила в стране все прочие культуры. Сегодня ганцы утверждают: «... для нас какао то же, что Нил для Египта...»

В 1891 г. англичане вывезли первую партию какао-бобов из Ганы. А через 6 лет англичанин Роунтри открыл в Йорке шоколадную фабрику «Роунтри энд компани лимитед», от которой вскоре отпочковались предприятия в Канаде, Ирландии, Голландии, Австралии. Начали строиться шоколадные фабрики в США, Германии, Швейцарии; в середине XIX века было организовано производство шоколада в России.

0

3

Вот в таких специальных плодах растут зёрна какао.
http://moikompas.ru/img/compas/2008-05-25/cacao/62156809_orig.jpg
Их там бывает до четырёх килограммов!

Отредактировано Oleg (2009-05-13 12:04:44)

0

4

А вот, собственно, сами зёрна:

0

5

А это специальное шоколадное дерево, из которого растут плоды какао, из которых добывают зёрна(бобы) какао, из которых делают шоколад и какао:

0

6

Какао

Какао… Слово из «нерусских»,
Наполнено туземной грустью,
Как безответное «Ау-у-у!».
Живу. Пока еще. Живу.
Как грек в колониальной лавке
Вдыхаю пряностей чужих
Посмертный запах. Кроме них
Какао в чашке шоколадит.
По этой беспросветной глади
Скользят глаза. И Бога ради –
Не заглядись! Не утони!
Такие дни сегодня в сводках,
Что чашке органичней водка,
А не заморское питье.
И цедим мы житье-битье,
Как погребенные подлодки
Морскую глубь в нутро свое.
…А медленный процесс какао
Лукаво помещаем в ряд
Приятья мира. Это, право,
Душе полезней, говорят.
И нет нужды болеть о главном -
Какао! Отрешенья яд…
Все - так…    Не потому ли я 
Ослеп, задергивая шторки,
Ведь настоящий  шоколад - 
Он изначально очень горький….

0

7

Какао имеет горький привкус.... И, как ни странно, у этого замечательного, любимого всеми напитка, есть  враги. Нет, не насекомые - люди. Хотя, придумать такое мог только интеллект насекомого.

0

8

Теперь я точно понимаю почему я с 2002 года выбрала для себя НИК КАКАО... спасибо Олег - до конца мне глаза открыл.

0

9

kakao написал(а):

спасибо Олег

Всегда пожалуйста!  8-)

0

10

kakao,  давай сюда кого-то позовём?

0

11

В наше время употребление какао и шоколада очень распространено. Известна роль шоколада в питании летчиков, спецназовцев и др. Открытием этого продукта человечество обязано индейцам доколониальной Месоамерики. Дикие родоначальники культурного какао растут в качестве подлеска в густых тенистых лесах Центральной Америки - Мексика, Белиз, - в некоторых районах Южной Америки и др., (около 20 разновидностей). Среди них выделяются Theobroma bicolor и Theobroma сасао L. Очевидно, эти разновидности и явились разновидностями культурного растения. В настоящее время культурное какао представляет собой вечнозеленое дерево 3-8 м. высоты с блестящими темно-зелеными листьями и крупными желтыми или красными цветами. Плоды, растущие, обычно, на стволе, удлиненно-овальные, до 30 см. в длину. Внутри их находятся 25-60 красноватых или коричневых продолговатой формы семян, обычно называемых бобами. Одно деревце дает от 0,5 до 2 кг. семян. При последующей ферментации, высушивании и дальнейшей выжимке они дают порошок и масло для пищевой индустрии и медицины.

Культура какао была создана, очевидно, около 1500 г. до н.э., т.к. уже ольмеки снаряжали экспедиции за семенами какао. Само слово «какао», вероятнее всего, происходит из языковой семьи мише-соке, откуда оно попало в дальнейшем и в другие индейские языки. Испанские завоеватели узнали об этом напитке (по-ацтекски какоуатль - «вода какао») при завоевании Мексики. Индейцы Месоамерики до конкисты имели большие плантации деревьев какао. Полученные там семена подвергались просушке на солнце и размалывались. Различные сорта (вероятно, получаемые от разновидностей этого растения) именовались Сасо, Patacste, Реc, Tzoyilah сасо и др. и ценились по-разному. Получившийся порошок разводили водой, добавляя туда мёд, ваниль, октли (ферментированный сок агавы), иногда зерна зеленой кукурузы и молотый перец. Это питье называлось чоколатль (отсюда наше слово шоколад). Этот напиток употреблялся только представителями знати и жречеством. Из текста «Завоевание Новой Испании» Берналя Диаса дель Кастильо известно, что ацтекский правитель Мотекусома II после трапезы пил какао и курил сигару. Для какао употреблялись сосуды различной формы, как для подогревания, так и для охлаждения. Многие из них имеют на тулове рельефные или живописные изображения семян какао; у майя классического периода на некоторых сосудах есть иероглифические надписи «какао» или «для какао».

Епископ Ланда пишет о майя Юкатана: «Они также варят кукурузу, размалывают и разводят водой и, примешивая туда немного индейского перца или какао, получают очень освежающий напиток. Они делали также из кукурузы и размолотого какао особую пену, очень вкусную, с которой справляют свои празднества. Они добывают из какао масло, напоминающее коровье, и из этого масла и кукурузы делают другой напиток, вкусный и ценимый» (перевод Ю.В. Кнорозова). Особняком от этого текста Ланды стоит отрывок из «Сообщений из Юкатана», где говорится: «Многие умирают из-за употребления в пищу лесных плодов и корней, а также из-за употребления напитка, который они называют какао - оно у них ходит как монета, потому что это питье холодное и некоторых простуживает и губит» (перевод Ю.В. Кнорозова).

Восприятие какао как ценности определялось не только его собственно изысканными вкусовыми и тонизирующими свойствами, но и трудностями приобретения. Семена какао доставляли пешим ходом караваны носильщиков из отдаленных районов тихоокеанского побережья Гватемалы и Белиза. Отсюда и позднейшее использование этих семян в качестве денежного эквивалента. Вероятно, уже со времени расцвета Теотиуакана с его разветвленной торговой сетью семена какао стали использоваться как монета. Известны случаи подделки подобной денежной единицы - пустая оболочка заполнялась землей или глиной. Стоимость, насколько об этом свидетельствуют данные источников, в позднее время бывала достаточно высокой. Так, по сообщению информаторов Б. де Саагуна, стоимость одного молодого, предназначенного для жертвоприношения раба «хорошего телосложения и способного к священному танцу», то есть достаточно выносливого, равнялась четырем тысячам семян какао. Попутно отметим, что все плантации этих деревьев находились в личной собственности.

0

12

Сравнительно мало данных о роли какао в культе и ритуале. Известен обломок майяского рельефа классического периода из Хонуты (штат Табаско), на котором коленопреклоненный жрец приносит жертву дереву какао. На первом листе кодекса Фехервари-Майер среди четырех мировых деревьев, стоящих по углам Вселенной, находится и дерево какао, которому отдают почести два божества. В эпосе киче «Пополь-Вух» Шкик, будущая мать божественных близнецов, молит о помощи богиню какао - Ишкакау. Известна верхняя половина фигурной курильницы, по-видимому, изображающая данную богиню (датируется классическим периодом). Крышка этого керамического шедевра, происходящего с южного побережья Гватемалы, представляет собой раскрытый плод какао с плотно сидящими семенами. Передняя часть сосуда оформлена в виде фигуры молодой женщины, обнаженное тело ее и руки покрыты рельефными налепами в форме семян какао. В руках ее сосуд с двумя нераскрытыми плодами какао.

Доиспанских вербальных версий мифа о происхождении какао мы не знаем. Можно, конечно, толковать известный большой рельеф из Коцумальуапы как изображение Кецалькоатля, спустившегося в подземный мир за плодами какао, но этому противоречат как сохранившаяся письменная традиция (бог спускался в преисподнюю за зернами кукурузы), так и само изображение растения, совсем не похожее на дерево какао. Но об этом мне уже приходилось писать.

По-иному обстоит дело с материалами традиционного устного фольклора индейцев Месоамерики. В них встречаются предания о происхождении какао, вероятно, восходящие к доиспанскому времени. Следует отметить, что все они засвидетельствованы в районах, где может выращиваться какао. Таково, например, сказание, записанное немецким этнографом Л. Шульце-Йена в первой половине прошедшего века. Он работал в поселении Исалько, давнишнем месте обитания пипилей. Пипили - народ, относящийся к языковой семье науатль, - поселились в данном регионе (западная часть Эль-Сальвадора) в III в. н.э. Традиционная культура их несет четкие следы влияния Теотиуакана и классического Тахина.

В этом сказании повествуется, как удачливый охотник как-то ранил молодого оленя. Он преследовал животное по каплям крови. Неожиданно он увидел красивую девушку, стиравшую в ручье белье. Охотник спросил ее, не видела ли она раненого оленя. Девушка сказала, что нет. Тогда он поднял пеструю ленту, лежавшую около нее на земле, и увидел под ней капли крови. «Зачем же ты скрываешь?» - спросил охотник. «Ты убил много моих братьев-оленей и должен ответить за это». С этими словами она взяла мужчину за руку и повела куда-то под землю. Там сидел старик - отец девушки. Он сказал: «Ты убил много моих сыновей-оленей, поэтому ты останешься здесь, пока не восполнишь потери». Охотник вступает в связь с девушкой, и она каждый день рождает ему одного, а то и двух сыновей. Так проходят десять дней. Старик говорит, что он выполнил свой долг, и ведет его по подземелью. В одной из пещер растет деревце какао. Старик дает охотнику несколько семян и говорит: «С этим ты будешь богат». Пленника выводят наверх, и он возвращается домой. Он сперва не узнает детей - они очень выросли. Те тоже дичатся его. Муж спрашивает жену, прочему так быстро выросли дети, ведь он отсутствовал всего десять дней. Жена говорит ему, что он отсутствовал десять лет.

Несмотря на некоторые современные детали, этот миф, несомненно, носит отпечаток глубокой древности. Интересно, что девушка, в которой угадывается «Владычица какао», связана в данном мифе с древним образом старца - «Хозяина животных». Еще в середине прошлого века английский исследователь культуры народов Месоамерики Дж. Э. Томпсон показал возможность применения данных традиционного фольклора для расшифровки сюжетов росписи на полихромных сосудах майя классического периода. Много позже при раскопках в Альтун-Ха (Белиз) был найден сосуд, по моему мнению, изображающий миф, который засвидетельствован у пипилей. Анализ этой росписи дан в моей статье «Миф о происхождении какао у народов Месоамерики» (Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979).

Еще более показательны обычаи ритуального употребления напитка и мифологемы о какао, записанные Д. Стоун у индейцев Коста-Рики. Питье из размельченных семян какао (без ароматических добавок и меда) давали скончавшемуся для безвозвратного путешествия в страну мертвых. Такое же питье предлагали и знатным гостям. Примечательно, что беременным женщинам запрещалось рубить деревья какао из-за его связи с подземным миром.

Если у майя какао было связано с образом оленя, то у индейских племен Коста-Рики оно ассоциировалось с подземным ягуаром или ягуарихой — несомненно, более древним типом мифологемы. Получение первых семян какао почти точно повторяет майяскии миф об обретении первых зерен кукурузы.

В наши дни физиологи и диетологи вновь обратили свое внимание к какао и его производному - шоколаду - как продукту, необходимому для полноценной работы головного мозга.

Источник - Феномен удовольствия в культуре.
Матер. междунар. науч. форума
6-9.04.2004 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2004, с. 183-185.

Отредактировано Oleg (2009-05-20 00:04:52)

0


Вы здесь » Мир KAKAO » Какао: Напиток и Человек. » Напиток нашего детства.